|
ПРОЕКТ Образование, которое мы стремительно теряем (резолюция Московского и Санкт-Петербургского математических обществ)
Рассмотрев ситуацию, складывающуюся в системе школьного математического образования, мы, члены
старейших в России научных сообществ, констатируем нарастание крайне тревожных тенденций.
Падает интерес учащихся к наукам и снижается уровень знаний. Остро обозначились кадровые
проблемы, что обусловлено отсутствием стимулов и возможностей профессионального роста, старением
учительских кадров, отсутствием притока молодых. Для большинства учащихся и учителей хорошая
книга недоступна, катастрофично состояние школьных библиотек. В системе образования расцвела
коррупция.
Создалась реальная угроза утраты замечательных традиций математического образования, принесших
нашему Отечеству заслуженное признание в мире. Сегодня российское образование —
это уже не "Образование, которое мы можем потерять",
а образование, которое мы стремительно теряем.
Мы полагаем, что наряду с известными экономическими трудностями на ситуацию негативно влияет
волюнтаристская политика министерства образования, ориентированная на решение надуманных,
а не подлинных проблем. Это закрытая политика непрофессиональных решений, принимаемых и умело
продавливаемых чиновниками. Это политика безотчетности и полной безответственности министерства
образования и науки. Это политика воинствующего экономизма, когда ради копеечной экономии
разрушается то, что до сих пор работает успешно.
Об "эффективности" такой политики убедительно свидетельствуют факты.
Все громкие инициативы министерства неизменно заканчивались провалом.
Попытки создания "Стандартов", продолжающиеся около 15 лет, безрезультатны.
В итоге сегодня совершенно неясно, по каким программам и учебникам можно и нужно учить и учиться.
Немалые усилия и средства растрачены на проект 12-летней школы,
в том числе на широкомасштабный
эксперимент. Сегодня двенадцатилетка проходит по разряду "без вести пропавших" инициатив
министерства. Очень серьезные сомнения возникают с ведущимся ныне экспериментом по так
называемому профильному обучению, при этом одновременно министерство исключает возможность
подобного обучения в восьмых классах. Разработанное Министерством новое Положение о проведении
Всероссийских олимпиад выхолащивает саму идею олимпиад.
Крайнее удивление вызывает продолжающееся "триумфальное шествие"
широкомасштабного эксперимента
по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Эту систему предлагается ввести массово
в 2008 г., в связи с чем подготавливается и соответствующий закон. Между тем тексты заданий
по математике не выдерживают критики, они не имеют никакого отношения к существу математики.
Совмещение в одном экзамене функций выпускного
за школу и вступительного в вуз неестественно
и нецелесообразно. Более того, ориентация на ЕГЭ в его современной
форме деформирует процесс
обучения математике, превращая его в натаскивание на сдачу ЕГЭ. Наконец, результаты 2005 года
убедительно свидетельствуют о наличии явных и массовых подтасовок.
Вся критика игнорируется. Отношение к мнению профессиональных сообществ хорошо иллюстрирует
следующий пример. В 2004 году президенту
В. В. Путину было направлено открытое письмо
"Нет — разрушительным экспериментам в образовании",
которое подписали 420 известных ученых,
преподавателей и учителей. Ответа на это письмо ни из Министерства,
ни из Администрации
президента не поступило.
Некоторые надежды на позитивные перемены
возникли в связи с пропагандируемой идеей национального
проекта "Образование", однако общественности
до сих пор неизвестно содержание этого проекта.
Подчеркнем, что выделение грантов небольшой части учителей и школ не решает современных проблем
школы, а предложение повысить зарплаты бюджетникам только в 2008 г. и только
в 1,5 раза
фактически означает, что в ближайшие годы государство сохраняет остаточный принцип в применении
к образованию. Однако недопустимо экономить на том, что является одной из основных составляющих,
обеспечивающих независимость и процветание России.
Московское и Санкт-Петербургское математические общества предлагают:
- потребовать от министра образования и науки А. А. Фурсенко отчета
о ходе "модернизации"
национальной системы образования и ее результатах, с публикацией аналитических материалов,
и об имеющихся проектах;
- провести широкую общенациональную дискуссию о путях
выхода отечественной системы образования из кризиса
и о содержании национального проекта "Образование";
- силами Отделения математики РАН, РАО, ведущих университетов России провести
в 2006 году
Всероссийскую конференцию по проблемам математического образования.
|